Первые впечатления
Moderators: Gwynbleidd, Blade Runner
Первые впечатления
Часто бывает, что первый прослушанный альбом группы становится самым любимым. Иногда - даже №1 в этом жанре. Потом ты можешь прочитать, что все критики и фанаты считают лучшим диском группы совсем другой альбом, который якобы интереснее, разнообразнее, оригинальнее и т.п., но твое мнение все равно не меняется. Конечно, версия, что все критики и фанаты - дураки, и только ты полностью понял группу, имеет право на жизнь =). Но возможно, важен именно первый отпечаток на чистом листе восприятия музыки. Как будто есть какие-то ниши в голове для каждого типа музыки (не обязательн по стилям, ведь часто группы одного направления играют весьма отличающуюся друг от друга музыку). Такие своего рода коробки с надписями "progressive metal", "math rock", "Converge" и т.п.
Вот, например, первым альбомом Neurosis'а, который я послушал, был "The Eye Of Every Storm" - он лег на дно коробки с надписью "Neurosis". Теперь все остальные диски Neurosis-оподобной музыки будут наслаиваться сверху, и так глубоко, как "The Eye Of Every Storm", уже ни один меня не поразит (конечно, чтобы лечь на дно, диск все-таки должен быть сильным; если альбом проходной, то он и пройдет мимо ниши). Еще одно следствие "первого впечатления" - неизбежное сравнение с первым диском всех остальных. Слушаю я последний альбом Neurosis "Given To The Rising" или более ранние альбомы, и даже помимо своей воли сравниваю их с "The Eye Of Every Storm", и в моих глазах "Шторм" выигрывает. Возможно, что "Шторм" действительно лучше. Но возможно и то, что въевшийся паттерн уже не дает оценить музыку беспристрастно. Но тогда получается, что вообще каждый оценивает музыку в зависимости от своих первых "эталонов"...
У Пелевина в "Generation П" есть такие строки: "...первый по-настоящему удавшийся любовный или наркотический опыт определяет пристрастия на всю жизнь". Можно ли распространить эту закономерность и на музыку?. У меня нет такого определенного восторга от конкретного жанра, но, с другой стороны, есть много людей, которые, например, в молодости увлеклись хард-роком, и слушают только его на протяжении десятилетий.
Что вы об этом думаете, действует ли на вас эффект "первого впечатления"?
Вот, например, первым альбомом Neurosis'а, который я послушал, был "The Eye Of Every Storm" - он лег на дно коробки с надписью "Neurosis". Теперь все остальные диски Neurosis-оподобной музыки будут наслаиваться сверху, и так глубоко, как "The Eye Of Every Storm", уже ни один меня не поразит (конечно, чтобы лечь на дно, диск все-таки должен быть сильным; если альбом проходной, то он и пройдет мимо ниши). Еще одно следствие "первого впечатления" - неизбежное сравнение с первым диском всех остальных. Слушаю я последний альбом Neurosis "Given To The Rising" или более ранние альбомы, и даже помимо своей воли сравниваю их с "The Eye Of Every Storm", и в моих глазах "Шторм" выигрывает. Возможно, что "Шторм" действительно лучше. Но возможно и то, что въевшийся паттерн уже не дает оценить музыку беспристрастно. Но тогда получается, что вообще каждый оценивает музыку в зависимости от своих первых "эталонов"...
У Пелевина в "Generation П" есть такие строки: "...первый по-настоящему удавшийся любовный или наркотический опыт определяет пристрастия на всю жизнь". Можно ли распространить эту закономерность и на музыку?. У меня нет такого определенного восторга от конкретного жанра, но, с другой стороны, есть много людей, которые, например, в молодости увлеклись хард-роком, и слушают только его на протяжении десятилетий.
Что вы об этом думаете, действует ли на вас эффект "первого впечатления"?
Эффект несомненно действует. Я вот подумал, может как нибудь стереть при помощи ПЭАТа такой эффект и взглянуть незамутненным эмоциями разумом еще раз на ту же музыку 

«я думаю, что у меня в зубах спрятаны портреты Тургенева, а инопланетяне излучают ваш мозг, еще мне минус тридцать два года, семь из которых я пью бензин на завтрак — не ругайте, ведь у каждого свое мнение»
Важнее, наверное, определить насколько больше/меньше ты можешь получить положительных эмоций от прослушивания старых альбомов групп, отношение к которым у тебя состоялось на основе перво-услынного позднего периода творчества. Особенно у исполнителей с длинным послужным списком становления. Тот-же Neurosis к примеру. Тоже на основе Глаза Штормов их "меряю".
Конечно, большую часть вины в искушённости слушателя на себя берет этот долбаный синдром собирательства и оценки =)
Вот с чем надо реально расправляться самыми жестокими средствами!
Радио слушать!
Конечно, большую часть вины в искушённости слушателя на себя берет этот долбаный синдром собирательства и оценки =)
Вот с чем надо реально расправляться самыми жестокими средствами!


Радио слушать!

Радио вообще великая вещь =). Именно по радио я впервые услышал Buck 65 и NarcoTango Либединского, которых теперь постоянно слушаю. Было это в передаче "Экзотика", шла по субботам в 22-10 на "Радио России". А щас ее перенесли на ночь с воскресенья на понедельник, в 00-10 по Москве. Офигенно придумали, кто ж ее в такое время будет слушатьРадио слушать!

А от синдрома оценки как избавишься? Все равно ж, даже если не захочешь, будешь сравнивать: "А тот-то, первый альбом, все равно лучше был" =).
Это происходит потому что ты и Артем все оцениваете путем сравненияDanil wrote:Важнее, наверное, определить насколько больше/меньше ты можешь получить положительных эмоций от прослушивания старых альбомов групп, отношение к которым у тебя состоялось на основе перво-услынного позднего периода творчества. Особенно у исполнителей с длинным послужным списком становления.

Все эти вещи конечно имеют право на жизнь, а сравнения очень полезны при попытке передать впечатления или описать музыку другим людям. Но.. я считаю что их нужно использовать только в моменты необходимости. А в момент прослушивания (да и вообще просто по жизни) нужно воспринимать все избегая сравнений и оценок. Ярлыки низводят сложные и многогранные вещи к короткому набору слов, которые все равно не смогут передать сути этих вещей

(впрочем, то что я хотел сказать тоже превратилось в цепочку сомнительных предложений)
«я думаю, что у меня в зубах спрятаны портреты Тургенева, а инопланетяне излучают ваш мозг, еще мне минус тридцать два года, семь из которых я пью бензин на завтрак — не ругайте, ведь у каждого свое мнение»
Да, с одной стороны так и надо. Но когда ты слушаешь новый альбом Ulver'а , например, или Ephel Duath, то в памяти неизбежно будут всплывать многажды прослушанные альбомы. И если пытаться силой воли блокировать их, то будет еще хуже ("Не думать про белых обезьян" =)). А с другой стороны - группа же все равно идет каким-то путем, развивается/деградирует, и, сравнивая, ты вписываешь альбом в свой контекст восприятия всего творчества группы, просто твоя точка отсчета может отличаться от чужих.в момент прослушивания (да и вообще просто по жизни) нужно воспринимать все избегая сравнений и оценок
Такое тоже бывает, но все же чаще играет роль именно первенство альбома, а не внутреннее состояние на момент прослушивания.Также имеют место эмоциональные якоря - "я услышал это когда мне было хорошо и с тех пор люблю безграничной любовью".
У меня уже не всплывают. Восприятие изменилось.ArtemT wrote:Но когда ты слушаешь новый альбом Ulver'а , например, или Ephel Duath, то в памяти неизбежно будут всплывать многажды прослушанные альбомы.
«я думаю, что у меня в зубах спрятаны портреты Тургенева, а инопланетяне излучают ваш мозг, еще мне минус тридцать два года, семь из которых я пью бензин на завтрак — не ругайте, ведь у каждого свое мнение»
Ну такого, конечно, нет, что прямо потреково сравниваешь новый альбом со старыми =), или немедленно по окончании альбома меряешь его по любимому. Все равно самое первичное восприятие - из осознанных, по крайней мере - идет на уровне "зацепил/не зацепил", "понравилось/не понравилось", и на этом этапе еще никаких других альбомов нет. Но вот если не зацепил, или зацепил не очень, или просто зацепил по другому, то тут на сцене и появляются прежние/любимые альбомы. Впрочем, если зацепил еще сильнее любимого, то все равно ведь получается, что сравнение уже произошло =). Но другое дело, что, возможно, как раз механизм "цепляния" и изменяется под впечатлением от первого альбома.
У меня во время прослушивания такие мысли редко возникают. Вот например Ulver - можно каждый альбом воспринимать как разные группы. Я так в общем-то всю музыку воспринимаю.ArtemT wrote:То есть даже если Botch зареюнионятся и выпустят слабый альбом, у тебя не возникнет мысль на середине прослушивания "Да-а, это вам уже не We Are the Romans"? =)
Многие, как я вижу, ждут творений от своих любимых групп. И нередки возгласы: "Я в них разочаровался", причем это разочарование эмоционально люди переносят на все творчество этой группы. У меня такого нет. До сих пор не послушал многие новые альбомы групп, которые могу назвать любимыми.
«я думаю, что у меня в зубах спрятаны портреты Тургенева, а инопланетяне излучают ваш мозг, еще мне минус тридцать два года, семь из которых я пью бензин на завтрак — не ругайте, ведь у каждого свое мнение»
Да, Ulver группа разносторонняяВот например Ulver - можно каждый альбом воспринимать как разные группы.


А вообще, касательно сравнения, может быть два варианта:
1) Группа играла в одном стиле, и вдруг на новом альбоме сменила стиль. Как, например, The End с Elementary. Тут сравнение со старыми альбомами в рамках прежнего жанра будет в принципе некорректно; единственное, в чем может упрекнуть группу слушатель, что раньше ее слушать было интересно, а теперь скучно (дело вкуса, конечно). Интересно/скучно - от жанра не зависит (кроме павера =)

2) Новый альбом в прежнем жанре. Вот тут уже сравнений, как мне кажется, избежать сложно, и возникнут они еще до конца диска =). Например, Enslaved последние годы играет примерно в одинаковом направлении. И Ruun (2006), Vertebrae (2008) в моих глазах проигрывают перед Isa (2004).
А в моих нетArtemT wrote:Новый альбом в прежнем жанре. Вот тут уже сравнений, как мне кажется, избежать сложно, и возникнут они еще до конца диска =). Например, Enslaved последние годы играет примерно в одинаковом направлении. И Ruun (2006), Vertebrae (2008) в моих глазах проигрывают перед Isa (2004).


И вообще, единственная моя претензия - это к группе Mare, почему они распались так и не выпустив альбом, подлецы

«я думаю, что у меня в зубах спрятаны портреты Тургенева, а инопланетяне излучают ваш мозг, еще мне минус тридцать два года, семь из которых я пью бензин на завтрак — не ругайте, ведь у каждого свое мнение»