Page 1 of 1

"Панктаун" - Джеффри Томас

Posted: Sat Jun 06, 2009 4:30 pm
by ArtemT
Джеффри Томас, "Панктаун"
[сборник рассказов]

Название как бы намекает нам на чернуху-бытовуху, столь любимую составителями оранжевой серии; аннотация на обороте, напротив, обещает схожесть с "Марсианскими хрониками" Брэдбери. Совершенно не понял при чем тут МХ, "Панктаун" Томаса гораздо [гораздо! :hammer:] ближе к рассказам Харлана Эллисона, чем Брэдбери, где уж тут они увидел сходство :square:... Жуткой чернухи, к счастью, тоже нет =). "Панктаун" - хорошая мрачная фантастика, мир суров и убедителен, сюжеты довольно необычны, и кроме того - рассказы очень ярки и образны. Вообще все рассказы довольно короткие и производят сильное впечатление в том числе за счет этого: каждый - как вспышка, а не медленное тление, когда даже интересные идеи и фишки успевают истереться о растянутую резину сюжета.

Панктаун - искаженное название Пакстона, индустриального города на другой планете, где помимо людей живет еще куча разномастных инопланетян, роботов и прочих созданий. Вот начало одной из историй: в клубе двое киллеров расстреляли музыкальную группу роботов. Когда-то тут была война уволенных органических рабочих и пришедших им на смену разумных машин, в итоге роботов загнали под землю, но не насовсем =). Главный герой - смотрящий за районом от "триад", который роботам не симпатизирует, но и таким беспределом не доволен. Старую тему здорово оживляет необычный ракурс, интересные детали. Например, роботы, которым надо закупать запчасти и материалы, производят устройство под названием "кайфер": "Его можно было спрятать в карман органического существа, откуда оно передавало сигналы липкому диску, крепящемуся на лбу владельца (для маскировки поставлялись диски всех возможных оттенков плоти). Через этот диск кайфер транслировал в мозг удовольствие. Интенсивность можно было варьировать в широком диапазоне, да и самих кайферов существовало множество - некоторые вызывали дивные галлюцинации, некоторые обостряли сексуальное удовольствие, некоторые (зачастую используемые уличными бандами) пробуждали чудесную жажду насилия. Что за дело было этим злобным машинам до того, какой эффект оказывался при этом на органику? Вообще-то Грей был абсолютно уверен в том, что они находили удовлетворение в содействии развращению живых существ, которых так презирали".

В другом рассказе герой-художник создает "произведения искусства", которые являются его собственными дебилизированными клонами: "Самым важным из того, что он проделывал с каждым клоном независимо от его окончательной формы, было уничтожение сходства с его создателем. Для этого он использовал множество способов: химические ванны, окраску, клеймление, татуировки, шрамирование, ожоги, ампутацию конечностей, добавление конечностей, молекулярное и генетическое манипулирование. Дрю не хотел, чтобы его создания были его автопортретами. Они не должны были выглядеть так, как выглядел он, иначе они были бы просто творениями природы и науки, а не произведениями искусства. [...] Он не скорбел по ним, как не скорбел и по собственными отмирающим клеткам, по остригаемым ногтям".

Ну и так далее, каждый рассказ по-своему интересен, но и жесток.